Операторы готовят мусорные баки

20 сентября в Верховной Раде может быть рассмотрен законопроект №4159 «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей».

На минувшей неделе члены Комитета Верховной Рады по вопросам информатизации и связи единогласно приняли решение рекомендовать парламенту этот проект и по результатам рассмотрения в первом чтении принять его за основу. Документ уже внесен в проект повестки дня пятой сессии.

Утверждения важнейшего для отрасли закона, призванного ввести единые и недискриминационные правила «игры», участники телеком-рынка ждут уже долгие годы. Мы уже не раз писали, что злоупотребления облэнерго – главная причина низкого проникновения уровня Интернет в сельской местности и высоких цен за услуги для абонентов. В феврале текущего года операторы, провайдеры телекоммуникаций даже выходили на митинги протеста против произвола энергоснабжающих компаний.

musor

После чего в Раде наконец удалось зарегистрировать проект №4159. Вскоре была создана рабочая группа по его доработке. В нее вошли представители заинтересованных ведомств, профильных ассоциаций, участников рынка. В июне на сайте Рады появился доработанный документ. Эксперты ранее рассказывали нашему изданию, что и в последнюю версию важно внести ряд изменений.

В августе ИнАУ и Ассоциация правообладателей и поставщиков контента направили главам профильных комитетов ВР свои предложения. Важнейшее:

— Члены наших ассоциаций уверены, что положения законопроекта в последней редакции от 06.06.2016 в части урегулирования положений о «домовой распределительной сети» содержит риски потери операторами, провайдерами телекоммуникаций своей собственности — домовых распределительных сетей (далее — БРМ), построенные за свой счет операторами, провайдерами к возможному вступлению в действие закона, а также необоснованно устанавливает льготные условия использования БРМ для компаний-монополистов в сфере связи, предоставляющие общедоступные (универсальные) телекоммуникационные услуги. Поэтому законопроект в этой части требует тщательного просмотра.

Так, определение БРМ, которое предоставляется в проекте закона «домовая распределительная сеть — часть телекоммуникационной сети между кабельным вводом дома и пунктами окончания телекоммуникационной сети, принадлежащей владельцу (владельцу) объекта строительства, предназначена для предоставления телекоммуникационных услуг конечным потребителям в отдельных помещениях (квартирах) дома », то определяет, что БРМ принадлежит собственнику (владельцу) объекта строительства, хотя на практике владельцами БРМ в большинстве случаев операторы, провайдеры телекоммуникаций, строили такие сети для предоставления телекоммуникационных услуг жителям домов. На наши убеждения, определением БРМ не нужно устанавливать, кто именно является владельцем БРМ, поскольку это могут быть лица, отличные от собственника (владельца) объекта строительства. Срок нуждается в усовершенствовании, поскольку такая редакция может привести к нарушению ст.13 Конституции Украины, в частности, предусмотрено, что «все субъекты права собственности равны перед законом».

Предлагаем изложить этот срок в другой редакции, устранит недостатки и будет согласована с определением БРМ в Законе Украины «О телевидении и радиовещании»: «домовая распределительная сеть — телекоммуникационная сеть или ее часть, которая является одной из внутренних коммуникаций дома, предназначена для предоставления телекоммуникационных услуг, в том числе для нужд телевидения и радиовещания, непосредственно в отдельные помещения (квартиры) дома».

Помимо этих инициатив соавторам законопроекта пришло немалое число предложений от НКРЭКУ, Министерства энергетики и угольной промышленности, АМКУ, НКРСИ, Госспецсвязи, рассказали в ходе заседания Комитета Верховной Рады по вопросам информатизации и связи. И предложили замечания к доработанной версии учесть уже ко второму чтению. Большинство ведомств письменно сообщили, что готовы поддержать законопроект в первом чтении при условии внесения их замечаний ко второму.

Присутствующий на заседании представитель НКРЭКУ подчеркнул: «Наша комиссия также заинтересована в урегулировании спорных, в том числе, коррупционных вопросов. Потому что, с одной стороны, у нас — операторы, с другой, облэнерго. В июле мы подали свои предложения. Неучтенными осталось несколько замечаний, связанных с безопасностью и так называемым неограниченным доступом. Думаю, их можно урегулировать ко второму чтению. Поэтому мы готовы поддержать законопроект в первом».

Выполнит ли НКРЭКУ свое обещание на этот раз? Еще 1 апреля 2016-го глава ведомства Дмитрий Вовк официально обещал оперативно принять разработанные ИнАУ Правила использования объектов энергетической инфраструктуры для размещения телекоммуникационных сетей. «Обговорення та затвердження Правил займе максимум два-три місяці», — заявил тогда г-н Вовк. С тех пор прошло уже более пяти месяцев. Еще 21 июня ИнАУ выслала предложения к Правилам. Спустя почти два месяца — 16 августа из НКРЭКУ пришел ответ: «Ведомство рассмотрит замечания». Не рассмотрело, а рассмотрит. Когда, не уточнено. Пока чуда не случилось.

Противостояние антилобби

Уже не раз продвижение к стенам ВР схожих проектов законов о доступе к инфраструктуре всячески тормозилось не заинтересованными в их принятии структурами.

Мощное антилобби, безусловно, подключится и в этот раз, полагают профильные депутаты и эксперты.

Александр Данченко, глава Комитета ВР по вопросам информатизации и связи:

— Мы понимаем, что законопроекту будут противостоять те, кто связан со строительством, коммунальной собственностью. Потому что отсутствие единых правил, на мой взгляд, позволяет процветать коррупции: с операторов по всей стране берут средства и «так», и «нет так». Также не заинтересованы в принятии закона облэнерго. Мы два месяца работали с представителями НКРЭКУ, облэнерго, Минрегионстроя. В доработанную версию включено большинство их предложений. Да, остались неучтенные замечания. Мы будем их прорабатывать ко второму чтению. Позитив в том, что поступили конкретные замечания.

Пока же хочу подчеркнуть: доступ к интернету – будущее нашей страны. Без принятия этого законопроекта не будет массового доступа к сети. Не секрет, что на сегодняшний день даже разворачивание 3G по лицензионным условиям под угрозой, потому что операторы имеют проблемы с доступом к опорам электросетей. Это фундаментальный для отрасли закон. Проблемы с доступом очень серьезно тормозят развитие ИКТ.

Роман Семенуха, глава рабочей группы по доработке законопроекта, член Комитета ВР по вопросам информатизации и связи:

— Законопроект написан не для депутатов и не отрасли ИКТ, а для всех украинцев. Для того, чтобы подать интернет в каждое село страны. Давайте говорить откровенно: НКРСИ провела 3G-тендер, операторы — модернизацию. Но известны проблемы, в связи с которыми даже 2G-связь существенно ухудшилась. В дороге, селах, даже в райцентрах нет нормального интернета. А без интернета райцентр не будет существовать уже через 10 лет.

Поэтому призываю всех поддержать нужные изменения. Да, в законопроекте остались дискуссионные вопросы. К примеру, об единоразовой или регулярной плате. Думаю, всем сторонам нужно найти компромисс в этом вопросе и подготовить его ко второму чтению. Без компромисса на позитивное голосование не придется рассчитывать.

Юрий Мороко, член Комитета ВР по вопросам информатизации и связи:

— Мы все должны понимать, что будет очень сильное оппонирование этому законопроекту. Несколько лет назад был разработан схожий документ. Вице-премьер-министром тогда был Александр Вилкул, который курировал телекоммуникации. Казалось бы, поддержка документа обеспечена. Но Кабмин его забраковал. Начали выяснять, почему. Нам прямо пояснили: ЖКХ подало отчет, в котором написали, сколько они потеряют в результате принятия законопроекта. А желания телекома, мол, слишком малы против огромных потерь ЖКХ. В итоге законопроект не прошел. Поэтому в этот раз предлагаю более основательно подготовится: до рассмотрения обсудить документ поименно с каждым из возможных оппонентов.

Главы профильных ассоциаций предлагают всем операторам и провайдерам подключиться к поддержке документа: связаться с депутатами на местах и пояснить важность принятия единых правил для абонентов.

Леонид Ошеров, глава совета Украинской ассоциации операторов связи «Телас»:

— Законопроект дорабатывался совместно с представителями рынка. Это очень важный для отрасли документ. Да, противостояния против его принятия уже очень много. Потому что этот проект затрагивает интересы очень многих министерств и ведомств, в которых, на мой взгляд, сейчас процветает коррупция. Они по собственному усмотрению устанавливают свои «правила». В этом же законопроекте расписано, что должно делать каждое министерство и ведомство. Мы направили письма во все комитеты ВР с просьбой его поддержать. Потому что ни о 3G, ни о LTE нет смысла говорить, если документ не будет принят. Также прошу всех провести работу, чтобы депутаты проголосовали за него. Потому что, по моим сведениям, другая сторона уже проводит такую работу.

Александр Федиенко, глава Правления ИнАУ:

— Недавно состоялось историческое событие: законопроект №4159 прошел голосование в профильном комитете. Далее слово за депутатами ВР. Учитывая, что многие антилобби ЖКХ и строителей, конечно же, будут против, хочу напомнить, что у нас в стране почти 5 тысяч операторов, провайдеров.

Уверен, при желании, операторы на местах смогут достучаться до каждого из своих депутатов в округах. И тем самым внести большой вклад в развитие и продвижение нашей отрасли. Списки депутатов от округов на сайте ВР — в открытом доступе. Не стоит ждать, что дело решится само по себе. Нет, господа операторы, покажите, что мы – общество!

Тем временем в соцсетях начали появляться вопросы, а не организовать ли пикет под стенами ВР. Лояльные законопроекту депутаты не под диктофон уточняют: «С мусорными баками?!».

Комментариев нет.

Добавить свой комментарий